Easy AdSense by Unreal
Цикл менеджмента | Менеджмент

Цикл менеджмента

Цикл менеджментаЦикл менеджмента — это совокупность, функций, которые он выполняет с точки зрения нормального, эффективного функционирования организации. Обычно выделяют пять таких функций: планирование, организацию (организовывание), координирование, мотивацию и контроль.

Планирование. Прежде чем что-то предпринимать, мы волей-неволей задумываемся о том, что именно мы будем делать. Далеко не всегда мы тщательно это продумываем. Возможно, в этом есть смысл, поскольку тщательное планирование неизбежно приводит к тому, что действия откладываются на потом. Тем не менее управление предприятием не попадает под эту общую закономерность. Поскольку предприятие — это сложный организм, и от решения руководителя зависит не только его судьба, но и судьбы отдельных людей, к планированию в управлении нельзя подходить поверхностно, неосновательно.

Функция планирования предполагает решение двух групп вопросов:

1) о том, какими должны быть цели организации, 

2) о том, что должны делать члены организации, чтобы эти цели были достигнуты, воплощены в реальность.

 

При помощи планирования руководство стремится установить основные направления, в которых будут предприниматься усилия и по которым будут приниматься решения, обеспечивающие единство целей для всех членов организации.

Планирование — это один из наиболее важных, существенных способов, при помощи которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации и достижение ее общих целей. Оно непременно должно подчиняться принципу: планирование осуществляется непрерывно.

 

Это обусловлено неопределенностью, в которой приходится действовать любой организации. В силу изменений, которые происходят в окружающей среде, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработки планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Организация (организовывание). Очень часто для обозначения этой функции используют слово «организация», однако потому, что оно совпадает с названием совокупности людей, объединенных общими целями, иногда применяют термин «организовывание», подчеркивая тем самым, что речь идет о действии, процессе, а не сущности.

В самом общем смысле организовать — значит создать некую структуру, упорядоченность. В практике менеджмента имеется крайне много элементов, которые необходимо структурировать и упорядочить, чтобы организация могла реализовывать свои планы и тем самым достигать своих целей.

Одним из этих элементов, нуждающихся в упорядочивании, организации, является работа, конкретные задания организации. В настоящее время практически любая деятельность предполагает взаимодействие между определенным количеством людей. И чем больше людей, тем сложнее их организовать, направить в едином направлении. Если не уделять достаточного внимания организовыванию, то может сложиться ситуация, описанная И. А. Крыловым в известной басне, герои которой имеют одну цель — сдвинуть телегу с места, но тащат ее в разных направлениях.

Поскольку в организации работу выполняют люди — самостоятельные личности, важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание. Ведь может случиться, что определенную обязанность не станет выполнять никто: даже не из-за нежелания, а из-за того, что это не пришло ему в голову.

 

А может произойти и так, что за одно и то же дело, не требующее больших усилий, возьмется сразу несколько человек. В результате — потеря времени, сил, невыполнение других задач, возможно, даже более важных. Именно по этой причине руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия.

Координация.

Координация — это согласование действий. Описанная выше ситуация, когда несколько человек бросаются делать одно и то же, хотя в этом нет нужды, представляет собой проявление отсутствия координации. Если бы действия сотрудников были бы координированы, этого просто не произошло бы.

Некоторые исследователи не выделяют особо эту функцию, относя координирование к организовыванию. Однако имеет смысл рассматривать ее особо, поскольку координация — это коммуникации, процесс постоянного общения. Конечно, организуя работу, мы прибегаем к помощи языка. Но организация касается установления принципов, а в процессе работы необходимо получение частной информации, связанной с актуальной ситуацией.

 

Были ли приобретены материалы, необходимые для производства? Поступили ли товары на склад? Выполнено ли поручение? Ответ на эти — и многие другие — вопросы невозможен без коммуникаций, которые обеспечивают координирование частных действий,, поведения в актуальной ситуации.

Мотивация. Мотивация в самом первом приближении — это те движущие причины, которые заставляют нас не сидеть на месте и делать что-то. Если нет причины, то человек, скорее всего, просто не сдвинется с места. Не случайно следователи ищут «мотив» — причину, которая заставила человека совершить преступление. Она может заключаться как в выгоде (например, в получении наследства), а может — ив избежании опасности, в стремлении получить удовлетворение.

Сущность этой функции состоит в том, что руководитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы члены организации выполняли ту работу, которую они должны выполнять в соответствии с их обязанностями и сообразуясь с планом. Чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить потребности работников, обеспечить способ для их удовлетворения. При этом не стоит бросаться в крайности: кормить своих подчиненных пряниками, совершенно позабыв о кнуте в подсобке, или, наоборот, постоянно грозить кнутом, забыв о том, что в шкафу черствеют пряники.

Контроль. Контролем называют меры, направленные на обеспечение того, что организация действительно достигает своих целей. Цели могут быть поставлены, задания сформулированы, награды обещаны, а вот ничего с места не сдвигается... Другими словами, если деятельность организации не контролировать, то никакого результата может и не быть.

Имеется три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования

 

Второй аспект — это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

 

И третья стадия — стадия, на которой предпринимаются действия для коррекции серьезных отклонений от первоначальных планов.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets